Выставки
24 ноября в 17:00 в Центре русского искусства (пл. Мира, д. 2) откроется выставка молодых художников «Круги на воде». В экспозиции – живопись, графика, объекты 16 авторов из Костромы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Иванова, Тулы, Ростова, Солигалича, Воронежа.
Важной задачей Центра русского искусства является выявление и поддержка молодых авторов, работающих в области современного искусства. Раз в два года на нашей площадке проходят молодежные проекты, благодаря которым мы открываем новые имена художников, которые в дальнейшем принимают участие в наших проектах. Важными событиями в этом направлении стали выставка-конкурс молодых художников «ARTstart» (2017 г.), «Х-позиция: что я думаю о сегодняшнем дне» (2019 г.), «Среда обитания» (2021 г.) Тема выставочного проекта нынешнего года – КРУГИ НА ВОДЕ.
Круги на воде – распространенное в природе явление. Они образуются при падении капель дождя, различных предметов на водную поверхность. Круги на воде могут быть рассмотрены как символическое отражение нашего влияния на окружающий мир, как притоки и оттоки энергии, колебания и потоки информации.
Темы, которые поднимают художники в своих произведениях и авторские тексты, которыми они сопровождаются, - это повод задуматься об актуальных проблемах дня сегодняшнего, это возможность лучше понять молодое поколение.
Выставка открыта для посетителей с 24 ноября до 17 декабря.
Документальный фотограф, автор проектов о русской провинции Екатерина
Соловьева впервые представит зрителю фотографии из архива Владимира
Варновского.
Уроженец Парфеньева Владимир Варновский пришел с войны и устроился работать
участковым. С 1947 года он протоколировал происшествия, а через 20 лет начал
профессиональную карьеру сельского фотографа. Архив фотографа поистине огромен.
Пятьдесят лет съемок, сотни коробок с пленками, тысячи кадров. Портреты жителей
Парфеньевского района, бытовые жанровые сцены, праздники, свадьбы, похороны -
эпохальная летопись полувековой истории предстанет на выставке «Невидимая страна.
Владимир Варновский».
Выставка состоит из двух частей, которые представляют собой общее и частное.
«В первой части вы обнаружите группы типических ситуаций, через которые проходит
большинство людей вне зависимости от того, где они живут — в мегаполисе или
«медвежьем углу», в 70-е или в 2023 Речь о таких процессах как детство, влюбленность и
выбор пары, создание и продолжение семьи, социальная жизнь и работа, старость и,
наконец, смерть. Здесь мы имеем дело с общечеловеческим, типическим,
социокультурным опытом.
Вторая часть выставки состоит из портретов людей, которые выпадают из общего числа
благодаря ярким особенностям внешности. Эта часть символизирует собой личное,
экстраординарное ... Между двумя полюсами — общим и частным — и возникает
электричество, нерв этой выставки» - куратор проекта, Ная Беспалова.
Координатор выставки
Евтюкова Маргарита
516445
Загадочные персонажи в колпаках появляются в рисунках, скульптуре Владимира Смирнова на протяжении всей жизни. В ранних рисунках конца 1970-х начала 1980-х годов этот образ связан с темой цирка, ярмарочных игр. В многофигурных жанровых сценах клоуны, фокусники, ярмарочные балагуры веселятся, забавляют публику, дурачатся.
Самый ранний скульптурный образ «Пьеро в колпаке» (1987) молчалив, печален, романтичен, его тонкий отточенный профиль стал символом «Сада Поэта». В пронизанном печалью образе «Человек в колпаке» (1989) угадывается аллегорический автопортрет самого скульптора, для многих долгие годы носившего маску шута-неудачника, скрывавшую тонкую душу поэта и мудрость философа-мечтателя.
В рисунках конца 1990-х – начала 2000-х годов персонажи в колпаках обретают таинственность и многозначность. Они молчаливы и загадочны.
Образ человека в колпаке был чрезвычайно значим для скульптора. Об этом свидетельствуют наброски, эскизы скульптур, которые ежегодно во множестве появлялись в его творческой лаборатории. Замыслы мастера поражают разнообразием, оригинальностью идей и фантазии.
Экспозиционно-выставочный проект «Костромские художники в коллекции галереи» позволяет перелистать некоторые страницы истории художественной культуры Костромы, познакомиться с 26 авторами, чья жизнь и творческий путь связаны с Костромой. Среди них и ныне здравствующие, и те, чьи работы стали уже наследием. В экспозиции чуть более 50 произведений живописи, графики, скульптуры, арт-объекты. Муниципальная художественная галерея города Костромы была создана в 1996 году. В основу ее коллекции легли произведения российских художников второй половины 20 начала 21 веков. Большую часть коллекции составляют работы костромских художников различных стилистических направлений. Творчество многих из них вошло в круг научно-исследовательских интересов галереи. Это представители разных поколений и периодов художественной жизни Костромы, начиная с 1960-х гг. до сегодняшнего дня. Их объединяет свобода творческого самовыражения, поиск собственного пластического языка, интерес к проблемам эстетики, формотворчества, чуждость какой-либо конъюнктуре. Творчество ряда художников, представленных в экспозиции, развивалось в лоне Союза художников (до середины 1980-х годов единственной организации, дававшей право называться художником). Они принимали активное участие в официальных выставках, получали звания, награды, снискала прижизненную известность. Это заслуженные художники РФ С.С. Румянцев (1928-2013), А.И. Еремин (1938-2021), Е.В. Радченко (1936-2016), а также В.С. Катков (1940-2015). Вместе с тем до середины 1980-х годов произведения многих костромских авторов были недоступно зрителю в силу существования идеологических установок, системы запретов, долгие годы тормозивших развитие художественной мысли, не дававших возможность видеть и исследовать художественный процесс во всем его многообразии. В коллекции представлены произведения талантливейших художников, начинавших творческую деятельность в Костроме в конце 1950-х начале 1960-х годов, том кратком периоде, который получил название «оттепели» - времени давшему толчок для развития творческой мысли. К их числу принадлежат ныне признанные мастера Н.В. Шувалов (1929-1984), В.П. Муравьев (1924-2006), внесшие большой вклад в развитие художественной культуры не только Костромского края, но и России. Обоим художникам были свойственны абсолютная преданность искусству, дух свободомыслия, интерес к человеку и мирозданию. Шувалов жил и работал в Костроме всю жизнь. Он был членом СХ, однако всю жизнь ему приходилось вести борьбу за право свободного творческого высказывания, его смелые по тем временам работы часто подвергались незаслуженной критике, как чиновников, так и коллег по цеху. Муравьев был вынужден оставить родной город в конце 1950-х годов, пополнив когорту творцов неофициального искусства Москвы. Его работы находятся в коллекции Третьяковской галереи (Москва), музейных собраниях Костромы, за рубежом. С середины 1980-х годов, времени, получившего название «перестройки», картина изменилась, появились новые творческие союзы, выставочные площадки, которые дали возможность свободно представлять авторские проекты зрителю и исследователям истории художественной культуры. Таким образом, художественная жизнь Костромы обогатилась и именами представителей молодого поколения, и «открытием» имен представителей старшего поколения, которые годами находились в творческой изоляции. Профессионализм, искренность, чуждость какой-либо конъюнктуре отличают творчество костромичей Ф.Я. Кораблева (1939-1997), Н.С. Пшизова (1941-1991), В.М. Грачева (1937-2013), А.В. Жукова. Долгое время их работы не появлялись на официальных выставках в силу разных обстоятельств. Их признание приходит позднее, в середине 1980-х годов и связано с одним из наиболее ярких периодов художественной жизни Костромы, как, впрочем, и России, который пришел на смену многолетнему «безнадежному» застою. Именно в это время на арт-сцене появляются молодые художники, во многом изменившие творческую атмосферу города. В их число входят А.В. Аханов, А.С. Бекасов, П.А. Беляев (1955-2015), Н.И. Булдакова, Т.Ю. Виноградова, С.Я. Газиев (1959-2020), И.Ю. Дашевский, Н.А. Касаткин, Л.Н. Макаренкова (1954-2011), С.И. Маковей, А.П. Мухин (1946-2021), В.В. Смирнов (1948-2003), В.С. Шлюндин (1947-2020 ) и другие. Они принадлежат к поколению, чье развитие пришлось на 1980-е годы, середина которых было временем освобождения от оков идеологического прессинга, прорыва к свободе творческого самовыражения. Эти авторы были не только участниками, но и инициаторами крупных проектов, которые всколыхнули и изменили художественную жизнь Костромы. Это выставка в музее села Красное-на-Волге (1986), молодежные выставки-эксперименты 1987, 1988 годов, выставки «Синтез» (1989), «Поиск и эксперимент. 1960-1990-е годы, «Синтез’99» и др. Они позволили открыть для зрителя многообразие творческих подходов, широту взглядов, оригинальность мышления авторов, избравших путь осмысления реальности в общефилософских и эстетических аспектах, пытавшихся восстановить утерянные традиции русского авангарда начала 20 века. Экспозиционный проект дает представление о творческой индивидуальности каждого автора, позволяет ощутить дух времени, в котором они творили, и даже увидеть облик некоторых из них, запечатленный в скульптурных и живописных портретах и автопортретах.
https://vk.com/kosgallery?z=video-18603012_456239098%2Faa505c5c92bf58cee7%2Fpl_wall_-18603012 https://vk.com/kosgallery?z=video-18603012_456239109%2Fvideos-18603012%2Fpl_-18603012_-2
В жизни каждого музея с определенной очередностью происходят беспрецедентные события. Так, в непростом 2020 году в собрание Музея-заповедника «Абрамцево» поступило 259 художественных произведений ХХ-XXI веков — дар редакции журнала «Наше наследие».
Мы знаем журнал «Наше наследие» как одно из авторитетнейших российских изданий в гуманитарной области. Созданный в 1988 году по инициативе академика Д.С. Лихачева, журнал причислен ЮНЕСКО к лучшим в мире изданиям по культуре и искусству. В редакции журнала, располагавшейся в особняке Дельсаля в Неопалимовском переулке, на протяжении нескольких десятилетий устраивались художественные выставки.
07 апреля 2023 г. в Муниципальной художественной галерее города Костромы открывается юбилейная выставка презентация Ярославского отделения Союза художников России. Это культурная акция, которая пройдет в городах Костромы, Данилова, Тутаева, Иванова, Переславля - Залесского.
Нам 90 лет! В этой дате особенная притягательная сила. Словно остановились на миг, чтобы отдышаться, оглянуться на пройденный путь, что-то переосмыслить, сделать выводы и … взять вековой рубеж.
Созданная 7 сентября 1933 года ярославская организация изначально являлась филиалом Союза советских художников Ивановской промышленной области. Лишь спустя три года, после образования Ярославской области, ею был получен статус областного отделения. В то время в нее входил и костромской филиал (1936-1940). Поэтому не случайно именно с Костромы выставка начинает свое юбилейное шествие.
Ярославское отделение одно из самых крупных, авторитетных и ярких в России. В него входит более 200 художников: живописцев, графиков, скульпторов, иконописцев, мастеров монументального и декоративно-прикладного искусства, искусствоведов. Почти половина из них стали членами Союза уже в постсоветское время, что является убедительным свидетельством его жизнеспособности и востребованности. Кроме того, в ряды организации влились мастера из других регионов. Новые творческие силы со своим профессиональным опытом и иной школой значительно обогатили и расширили местную художественную практику, пространство творческого поиска. Сегодня искусство Ярославля представляет собой сложную и многообразную картину, сочетающую в себе и верность реалистической школе, и европейскую эстетику, и стремление выйти за пределы «натуры» в поисках новых средств художественного обобщения.
В выставке принимают участие более 70 художников из Ярославля, Углича, Ростова, Переславля – Залесского, Тутаева. На ней представлены разные виды и жанры изобразительного искусства, а также произведения декоративно-прикладного искусства: керамика, эмаль, батик и др. Надеемся, что выставка станет интересна самой широкой аудитории и привлечет внимание зрителей.
1 апреля 2023 года Муниципальной художественной галерее исполняется 27 лет. Это событие галерея отмечает открытием в зале «Сад Поэта» обновленной экспозиции произведений Владимира Смирнова. До середины марта «Сад Поэта» находился в музее-заповеднике «Абрамцево». Работы нашего талантливейшего земляка скульптора, художника, поэта В.В.Смирнова получили высокую оценку специалистов и зрителей.
Вот некоторые из них:
- «Даря любовь миру, сам Владимир Васильевич начал получать любовь уже после смерти – его работы теперь достояние его родной Костромы. Выставка путешествует по России. Я бы назвал ее учебником Жизни. Жизни светлой и талантливой, умеющей любить без условий и условностей».
- «Уникальная личность, в нем – энергия времени 1960-х, когда смогли вздохнуть свободно. И этой свободы ему хватило на всю жизнь. Неземной человек, явно отмеченный Богом», - написала о нем Славова Любовь Александровна, научный сотрудник отдела скульптуры Государственного Русского музея.
- «В «Абрамцево» экспонируются работы В.В. Смирнова. И кажется мне, что он все еще идет берегом Волги и смотрит на мир…».
«Утром прошел по берегу Волги». Покой. Тишина. Это храм в миру. Надо быть достойным его. Я знаю, какие чувства и красоту ждет от меня мир». (В. Смирнов. Дневники).
Мир по-прежнему ждет любви…».
Новая экспозиция Владимира Смирнова «Пластика радости и любви» продолжает тот вечный разговор о любви, который вел скульптор на протяжении всей жизни.
«Я никогда не говорил о любви много. Просто любовь – мое отношение к миру».
В. Смирнов. Дневники.
Экспозиция включает скульптуру и целый ряд рисунков из фондов галереи, которые долгие годы не экспонировались. Это работы из циклов «Материнство», «О любви», «На Руси». Особое место занимают рисунки из частной коллекции Елены Глубоковской. Эти вещи начала 1970-х годов из цикла «Пластика» многие зрители увидят впервые. Они позволяют проследить, как зарождался пластический язык будущего скульптора.
К 155-летию со дня рождения А.М. Горького
Выставка Государственного музея А.М. Горького (г. Нижний Новгород)
«Дома - как люди:
каждый имеет свою физиономию»
М. Горький «В людях»
Выставка «Дома как люди» представляет цикл живописных работ художницы Т.П. Радимовой, посвящённых памятным местам, связанным с биографией М. Горького. На картинах, созданных в середине ХХ века, в городах: Горьком (Нижнем Новгороде), Казани, Тбилиси, Куйбышеве (Самаре), они ещё выглядят как при жизни писателя. Каждая работа художницы сопровождается отрывками из художественных произведений, статей, воспоминаний и писем: живопись и литература гармонично дополняют друг друга. Это не просто информация о людях и событиях, но и рассказ о М. Горьком как незаурядном человеке с яркой и необычной судьбой. Никогда в своей жизни писатель не имел собственного дома и только однажды задумался он о его обустройстве.
Большинство работ, которые можно будет увидеть на выставке, созданы за последние три года. Их тематика разнообразна, но основной мотив - это стихии: море, ветер, земля. Вдохновляясь красотой природы и энергией жизни, Марина воплощает в скульптурных сериях то, что не проявлено в обычном мире – «Духи степи», «Духи ветра», «Духи леса», «Духи океанов» и др.
Идея создания той или иной работы приходит совершенно спонтанно: какие-то из них зреют некоторое время, другие - сразу находят воплощение в материале. «Зачастую я импровизирую, иду за движением руки и материалом, похоже на то, как творят джаз» - Марина Иванова.