Выставки

«Сердцем Костромы был её кремль. Созданный трудом десятков поколений костромичей, он зримо воплотил их мечты о высоком и прекрасном. В нем – знак духовного достоинства предков, их трудолюбия и таланта. Обращенная к Волге, видимая за десятки верст соборная группа определяла внешнюю панораму города. Её величавая колокольня служила своеобразным маяком проплывающим судам; кремль был славой Костромы, гордостью её жителей».
Леонид Сергеевич Васильев (1934-2008), архитектор-реставратор, заслуженный работник культуры РСФСР, почетный гражданин города Костромы

22 сентября 2023 г. в Муниципальной художественной галерее города Костромы открывается выставка «Возрождение святыни. Костромской кремль».
Соборный ансамбль Костромского кремля был взорван в 1934 году, в него входили: Успенский собор начала XVI века, Богоявленский собор конец XVIII, Святые (Триумфальные) ворота, а также каменная ограда с кованым забором. Вместе с ними были незаслуженно забыты или умышленно стерты из памяти нескольких поколений важные события истории, религии и культуры.
К великой радости, в 2015 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла началось возрождение Соборного Ансамбля в историческом месте.
Возрождение Богоявленского и Успенского соборов стало объединяющей силой для всех, связующей нитью между прошлым, настоящим и будущим.
На экспозиции будут представлены работы, написанные в рамках Всероссийского пленэра, проходившего на территории восстанавливающегося храмового комплекса Костромского кремля с 15 по 22 мая 2023 года. Так же можно будет увидеть старые фотографии соборного ансамбля Костромского кремля и артефакты, найденные во время строительства Богоявленского собора.
В выставке принимают участие художники из разных городов России, таких как Кострома, Череповец, Москва, Вологда, Коломна, Ярославль, Мытищи.

 

Выставка «Донбасс — Россия: история и современность», призванная показать неразрывную историческую связь Донбасса с Россией, отвечает актуальному запросу российского общества на получение достоверной информации о регионе в связи с проводимой нашей страной специальной военной операцией (СВО).
В 2023 г. мы празднуем 80 лет со дня освобождения Донбасса от нацистских захватчиков. По символическому стечению обстоятельств сегодня Россия снова помогает народу Донбасса, на этот раз в его героической борьбе с агрессивным украинским национализмом. И очень важно, чтобы в российском обществе было чёткое понимание причин, вынудивших Россию более года назад начать специальную военную операцию по защите русскоязычного населения от украинской агрессии.
Причины конфликта возникли задолго до сегодняшнего дня и коренятся глубоко в новейшей истории региона. Особенно ярко противоречия обострились после распада СССР, когда Украина переориентировалась на страны Запада и выбрала путь развития, продиктованный крайне националистическими и даже неонацистскими идеями. Жители Донбасса стремились отстоять своё право думать и говорить по-русски, учить детей русскому языку и русской культуре — именно так, как это было на протяжении многих веков на этих территориях. Россия просто не могла не протянуть руку помощи жителям этого многострадального региона.
На выставке представлены уникальные материалы из фондового собрания Государственного центрального музея современной истории России, а также из архивов страны и частных коллекций, наглядно свидетельствующие о том, что именно благодаря всей России в XIX-XX вв. был освоен и стремительно развивался индустриальный Донецкий угольный бассейн. Документы, представленные на выставке, рассказывают и о подвиге Донбасса в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда граждане СССР — люди всех национальностей — плечом к плечу воевали на донецкой и луганской земле, освобождая её от фашистских захватчиков, а после войны всей страной поднимали этот край из руин и восстанавливали промышленность. И о том, как после прихода к власти в Киеве в 2014 г. украинских националистов Донбасс во всеуслышание заявил о несогласии с новой украинской политикой, пропагандирующей идеи нацизма.

Стоимость билетов: полный – 180,00 рублей
льготный (в том числе по Пушкинской карте) – 100,00 рублей

Заказ экскурсии по тел. 51-64-45

Выставка знакомит с работами из коллекции галереи, которые участвовали в проекте «Себе на уме», подготовленном кураторами Дома культуры «ГЭС-2». Проект экспонировался в Москве на площадке «ГЭС-2» с 23.03 – 23.07.2023 года. Работы из коллекции составили первый сюжет проекта – история костромской художественной сцены с начала 1960-х годов и до середины 2020 – х гг. Это попытка очертить круг тем и сюжетов, определявших представления костромских художников о себе и своем крае.
Кострома богата своими отношениями с архаикой, в ней есть отличная почва для ее переосмысления, оттого в центре внимания авторов в разное время оказывались ритуалы (светские и религиозные), обряды, символы и знаки. Среди экспонатов – живопись заметных фигур неофициального искусства периода «оттепели» Николая Шувалова и Владимира Муравьева, произведения авторов рубежа 1980-1990-х годов Александра Аханова, Александра Бекасова, Павла Беляева, Натальи Булдаковой (Смирновой), Владислава Грачева, Алексея Мухина, Вячеслава Комарова, Владимира Смирнова и др.

Экспозиционно-выставочный проект «Костромские художники в коллекции галереи» позволяет перелистать некоторые страницы истории художественной культуры Костромы, познакомиться с 26 авторами, чья жизнь и творческий путь связаны с Костромой. Среди них и ныне здравствующие, и те, чьи работы стали уже наследием. В экспозиции чуть более 50 произведений живописи, графики, скульптуры, арт-объекты. Муниципальная художественная галерея города Костромы была создана в 1996 году. В основу ее коллекции легли произведения российских художников второй половины 20 начала 21 веков. Большую часть коллекции составляют работы костромских художников различных стилистических направлений. Творчество многих из них вошло в круг научно-исследовательских интересов галереи. Это представители разных поколений и периодов художественной жизни Костромы, начиная с 1960-х гг. до сегодняшнего дня. Их объединяет свобода творческого самовыражения, поиск собственного пластического языка, интерес к проблемам эстетики, формотворчества, чуждость какой-либо конъюнктуре. Творчество ряда художников, представленных в экспозиции, развивалось в лоне Союза художников (до середины 1980-х годов единственной организации, дававшей право называться художником). Они принимали активное участие в официальных выставках, получали звания, награды, снискала прижизненную известность. Это заслуженные художники РФ С.С. Румянцев (1928-2013), А.И. Еремин (1938-2021), Е.В. Радченко (1936-2016), а также В.С. Катков (1940-2015). Вместе с тем до середины 1980-х годов произведения многих костромских авторов были недоступно зрителю в силу существования идеологических установок, системы запретов, долгие годы тормозивших развитие художественной мысли, не дававших возможность видеть и исследовать художественный процесс во всем его многообразии. В коллекции представлены произведения талантливейших художников, начинавших творческую деятельность в Костроме в конце 1950-х начале 1960-х годов, том кратком периоде, который получил название «оттепели» - времени давшему толчок для развития творческой мысли. К их числу принадлежат ныне признанные мастера Н.В. Шувалов (1929-1984), В.П. Муравьев (1924-2006), внесшие большой вклад в развитие художественной культуры не только Костромского края, но и России. Обоим художникам были свойственны абсолютная преданность искусству, дух свободомыслия, интерес к человеку и мирозданию. Шувалов жил и работал в Костроме всю жизнь. Он был членом СХ, однако всю жизнь ему приходилось вести борьбу за право свободного творческого высказывания, его смелые по тем временам работы часто подвергались незаслуженной критике, как чиновников, так и коллег по цеху. Муравьев был вынужден оставить родной город в конце 1950-х годов, пополнив когорту творцов неофициального искусства Москвы. Его работы находятся в коллекции Третьяковской галереи (Москва), музейных собраниях Костромы, за рубежом. С середины 1980-х годов, времени, получившего название «перестройки», картина изменилась, появились новые творческие союзы, выставочные площадки, которые дали возможность свободно представлять авторские проекты зрителю и исследователям истории художественной культуры. Таким образом, художественная жизнь Костромы обогатилась и именами представителей молодого поколения, и «открытием» имен представителей старшего поколения, которые годами находились в творческой изоляции. Профессионализм, искренность, чуждость какой-либо конъюнктуре отличают творчество костромичей Ф.Я. Кораблева (1939-1997), Н.С. Пшизова (1941-1991), В.М. Грачева (1937-2013), А.В. Жукова. Долгое время их работы не появлялись на официальных выставках в силу разных обстоятельств. Их признание приходит позднее, в середине 1980-х годов и связано с одним из наиболее ярких периодов художественной жизни Костромы, как, впрочем, и России, который пришел на смену многолетнему «безнадежному» застою. Именно в это время на арт-сцене появляются молодые художники, во многом изменившие творческую атмосферу города. В их число входят А.В. Аханов, А.С. Бекасов, П.А. Беляев (1955-2015), Н.И. Булдакова, Т.Ю. Виноградова, С.Я. Газиев (1959-2020), И.Ю. Дашевский, Н.А. Касаткин, Л.Н. Макаренкова (1954-2011), С.И. Маковей, А.П. Мухин (1946-2021), В.В. Смирнов (1948-2003), В.С. Шлюндин (1947-2020 ) и другие. Они принадлежат к поколению, чье развитие пришлось на 1980-е годы, середина которых было временем освобождения от оков идеологического прессинга, прорыва к свободе творческого самовыражения. Эти авторы были не только участниками, но и инициаторами крупных проектов, которые всколыхнули и изменили художественную жизнь Костромы. Это выставка в музее села Красное-на-Волге (1986), молодежные выставки-эксперименты 1987, 1988 годов, выставки «Синтез» (1989), «Поиск и эксперимент. 1960-1990-е годы, «Синтез’99» и др. Они позволили открыть для зрителя многообразие творческих подходов, широту взглядов, оригинальность мышления авторов, избравших путь осмысления реальности в общефилософских и эстетических аспектах, пытавшихся восстановить утерянные традиции русского авангарда начала 20 века. Экспозиционный проект дает представление о творческой индивидуальности каждого автора, позволяет ощутить дух времени, в котором они творили, и даже увидеть облик некоторых из них, запечатленный в скульптурных и живописных портретах и автопортретах.

 

https://vk.com/kosgallery?z=video-18603012_456239098%2Faa505c5c92bf58cee7%2Fpl_wall_-18603012 https://vk.com/kosgallery?z=video-18603012_456239109%2Fvideos-18603012%2Fpl_-18603012_-2

Художник внимательно всматривается в окружающий мир - загадочный, многообразный, бесконечный, непостижимый - пытается почувствовать его ритмы, вслушаться в его звуки, постичь его тайные смыслы и гармонии, и, открыв именно то, что предназначено только ему, создать свой мир, свое эстетическое пространство. Павел Беляев художник удивительно цельный и глубокий, обладающий развитой интуицией, редким даром некоего мистического чувствования Мироздания. Его работы притягивают, вовлекают в пространство, полное покоя, умиротворения, изысканных гармоний, где скромная палитра красок, излучает внутреннее свечение, а максимальное образное обобщение тяготеет к символу. При всем лаконизме композиционного и цветового решения, его картины многозначны и многослойны, и не сразу обнажают свои смыслы и содержания, а открываются в процессе медленного вглядывания, вчувствования, эмоционального переживания. Импульс" для создания того или иного образа в большинстве исходит от природы. Главное - передать состояние, настроение, рожденное тем или иным мотивом посредством цветовой гаммы. Живописно-пластический язык автора, образный строй позволяют через, казалось бы, банальное, передать нечто неведомое, неуловимое, что заставляет переживать и осмысливать многажды виденное, всякий раз по-новому. Природные мотивы восхищают П. Беляева своей первозданной красотой, но в большей степени погружают в мир собственных ощущений. Видимый мотив - отправная точка эмоционального переживания и пластических исследований. Он фрагментируется, обобщается и, теряя свои привычные формы, растворяется в пространстве загадочно-туманной живописи. Едва угадываемый ландшафт, испещренный линиями-знаками, одинокий куст или дерево, снежные дюны, «след» тающего снега, мотив «окна», обнажающего иное пространство - все обретает сакральное, мистическое звучание. Творимые художником композиции излучают свет, их пронизывают живописно-пластические вибрации. Образы обладают магической силой притяжения и подобны сгусткам вечно движущихся стихий и энергий, обитающих в бесконечности Мироздания. Картины П. Беляева подобны визуальным текстам, которые можно прочесть (дешифровать) путем сосредоточенного созерцания, установления собственных духовных контактов.

В жизни каждого музея с определенной очередностью происходят беспрецедентные события. Так, в непростом 2020 году в собрание Музея-заповедника «Абрамцево» поступило 259 художественных произведений ХХ-XXI веков — дар редакции журнала «Наше наследие».
Мы знаем журнал «Наше наследие» как одно из авторитетнейших российских изданий в гуманитарной области. Созданный в 1988 году по инициативе академика Д.С. Лихачева, журнал причислен ЮНЕСКО к лучшим в мире изданиям по культуре и искусству. В редакции журнала, располагавшейся в особняке Дельсаля в Неопалимовском переулке, на протяжении нескольких десятилетий устраивались художественные выставки.

07 апреля 2023 г. в Муниципальной художественной галерее города Костромы открывается юбилейная выставка презентация Ярославского отделения Союза художников России. Это культурная акция, которая пройдет в городах Костромы, Данилова, Тутаева, Иванова, Переславля - Залесского.
Нам 90 лет! В этой дате особенная притягательная сила. Словно остановились на миг, чтобы отдышаться, оглянуться на пройденный путь, что-то переосмыслить, сделать выводы и … взять вековой рубеж.
Созданная 7 сентября 1933 года ярославская организация изначально являлась филиалом Союза советских художников Ивановской промышленной области. Лишь спустя три года, после образования Ярославской области, ею был получен статус областного отделения. В то время в нее входил и костромской филиал (1936-1940). Поэтому не случайно именно с Костромы выставка начинает свое юбилейное шествие.
Ярославское отделение одно из самых крупных, авторитетных и ярких в России. В него входит более 200 художников: живописцев, графиков, скульпторов, иконописцев, мастеров монументального и декоративно-прикладного искусства, искусствоведов. Почти половина из них стали членами Союза уже в постсоветское время, что является убедительным свидетельством его жизнеспособности и востребованности. Кроме того, в ряды организации влились мастера из других регионов. Новые творческие силы со своим профессиональным опытом и иной школой значительно обогатили и расширили местную художественную практику, пространство творческого поиска. Сегодня искусство Ярославля представляет собой сложную и многообразную картину, сочетающую в себе и верность реалистической школе, и европейскую эстетику, и стремление выйти за пределы «натуры» в поисках новых средств художественного обобщения.
В выставке принимают участие более 70 художников из Ярославля, Углича, Ростова, Переславля – Залесского, Тутаева. На ней представлены разные виды и жанры изобразительного искусства, а также произведения декоративно-прикладного искусства: керамика, эмаль, батик и др. Надеемся, что выставка станет интересна самой широкой аудитории и привлечет внимание зрителей.

Выставочный проект подготовлен Государственным мемориальным и природным музеем-заповедником «Щелыково» и Государственным музеем истории российской литературы им. В.И. Даля.

 Александр Островский  - самый знаменитый драматург, пьесы которого составляют основу репертуара современного российского классического театра. Выставка рассказывает о семье драматурга, его путешествиях, значимых местах, первых литературных опытах, о творчестве и постановках пьес. Отдельная страница выставки посвящена Костроме и отношению А.Островского к нашему городу.

1 апреля 2023 года Муниципальной художественной галерее исполняется 27 лет. Это событие галерея отмечает открытием в зале «Сад Поэта» обновленной экспозиции произведений Владимира Смирнова. До середины марта «Сад Поэта» находился в музее-заповеднике «Абрамцево». Работы нашего талантливейшего земляка скульптора, художника, поэта В.В.Смирнова получили высокую оценку специалистов и зрителей.

Вот некоторые из них:

- «Даря любовь миру, сам Владимир Васильевич начал получать любовь уже после смерти – его работы теперь достояние его родной Костромы. Выставка путешествует по России. Я бы назвал ее учебником Жизни. Жизни светлой и талантливой, умеющей любить без условий и условностей».

 - «Уникальная личность, в нем – энергия времени 1960-х, когда смогли вздохнуть свободно. И этой свободы ему хватило на всю жизнь. Неземной человек, явно отмеченный Богом», - написала о нем Славова Любовь Александровна, научный сотрудник отдела скульптуры Государственного Русского музея.

 - «В «Абрамцево» экспонируются работы В.В. Смирнова. И кажется мне, что он все еще идет берегом Волги и смотрит на мир…».

«Утром прошел по берегу Волги». Покой. Тишина. Это храм в миру. Надо быть достойным его. Я знаю, какие чувства и красоту ждет от меня мир». (В. Смирнов. Дневники).

Мир по-прежнему ждет любви…».

 Новая экспозиция Владимира Смирнова «Пластика радости и любви» продолжает тот вечный разговор о любви, который вел скульптор на протяжении всей жизни.

«Я никогда не говорил о любви много. Просто любовь – мое отношение к миру».

В. Смирнов. Дневники.

Экспозиция включает скульптуру и целый ряд рисунков из фондов галереи, которые долгие годы не экспонировались. Это работы из циклов «Материнство», «О любви», «На Руси». Особое место занимают рисунки из частной коллекции Елены Глубоковской. Эти вещи начала 1970-х годов из цикла «Пластика» многие зрители увидят впервые. Они позволяют проследить, как зарождался пластический язык будущего скульптора.

 

К 155-летию со дня рождения А.М. Горького
Выставка Государственного музея А.М. Горького (г. Нижний Новгород)


«Дома - как люди:
каждый имеет свою физиономию»

М. Горький «В людях»

 

Выставка «Дома как люди» представляет цикл живописных работ художницы Т.П. Радимовой, посвящённых памятным местам, связанным с биографией М. Горького. На картинах, созданных в середине ХХ века, в городах: Горьком (Нижнем Новгороде), Казани, Тбилиси, Куйбышеве (Самаре), они ещё выглядят как при жизни писателя. Каждая работа художницы сопровождается отрывками из художественных произведений, статей, воспоминаний и писем: живопись и литература гармонично дополняют друг друга. Это не просто информация о людях и событиях, но и рассказ о М. Горьком как незаурядном человеке с яркой и необычной судьбой. Никогда в своей жизни писатель не имел собственного дома и только однажды задумался он о его обустройстве.

Страница 1 из 23