Выставки
Выставочный проект подготовлен Государственным мемориальным и природным музеем-заповедником «Щелыково» и Государственным музеем истории российской литературы им. В.И. Даля.
Александр Островский - самый знаменитый драматург, пьесы которого составляют основу репертуара современного российского классического театра. Выставка рассказывает о семье драматурга, его путешествиях, значимых местах, первых литературных опытах, о творчестве и постановках пьес. Отдельная страница выставки посвящена Костроме и отношению А.Островского к нашему городу.
1 апреля 2023 года Муниципальной художественной галерее исполняется 27 лет. Это событие галерея отмечает открытием в зале «Сад Поэта» обновленной экспозиции произведений Владимира Смирнова. До середины марта «Сад Поэта» находился в музее-заповеднике «Абрамцево». Работы нашего талантливейшего земляка скульптора, художника, поэта В.В.Смирнова получили высокую оценку специалистов и зрителей.
Вот некоторые из них:
- «Даря любовь миру, сам Владимир Васильевич начал получать любовь уже после смерти – его работы теперь достояние его родной Костромы. Выставка путешествует по России. Я бы назвал ее учебником Жизни. Жизни светлой и талантливой, умеющей любить без условий и условностей».
- «Уникальная личность, в нем – энергия времени 1960-х, когда смогли вздохнуть свободно. И этой свободы ему хватило на всю жизнь. Неземной человек, явно отмеченный Богом», - написала о нем Славова Любовь Александровна, научный сотрудник отдела скульптуры Государственного Русского музея.
- «В «Абрамцево» экспонируются работы В.В. Смирнова. И кажется мне, что он все еще идет берегом Волги и смотрит на мир…».
«Утром прошел по берегу Волги». Покой. Тишина. Это храм в миру. Надо быть достойным его. Я знаю, какие чувства и красоту ждет от меня мир». (В. Смирнов. Дневники).
Мир по-прежнему ждет любви…».
Новая экспозиция Владимира Смирнова «Пластика радости и любви» продолжает тот вечный разговор о любви, который вел скульптор на протяжении всей жизни.
«Я никогда не говорил о любви много. Просто любовь – мое отношение к миру».
В. Смирнов. Дневники.
Экспозиция включает скульптуру и целый ряд рисунков из фондов галереи, которые долгие годы не экспонировались. Это работы из циклов «Материнство», «О любви», «На Руси». Особое место занимают рисунки из частной коллекции Елены Глубоковской. Эти вещи начала 1970-х годов из цикла «Пластика» многие зрители увидят впервые. Они позволяют проследить, как зарождался пластический язык будущего скульптора.
С середины 1980-х годов, времени, получившего название «перестройки», картина изменилась, появились новые творческие союзы, выставочные площадки, которые дали возможность свободно представлять авторские проекты зрителю и исследователям истории художественной культуры. Таким образом, художественная жизнь Костромы обогатилась и именами представителей молодого поколения, и «открытием» имен представителей старшего поколения, которые годами находились в творческой изоляции.
Профессионализм, искренность, чуждость какой-либо конъюнктуре отличают творчество костромичей Ф.Я. Кораблева (1939-1997), Н.С. Пшизова (1941-1991), В.М. Грачева (1937-2013), А.В. Жукова. Долгое время их работы не появлялись на официальных выставках в силу разных обстоятельств. Их признание приходит позднее, в середине 1980-х годов и связано с одним из наиболее ярких периодов художественной жизни Костромы, как, впрочем, и России, который пришел на смену многолетнему «безнадежному» застою. Именно в это время на арт-сцене появляются молодые художники, во многом изменившие творческую атмосферу города. В их число входят А.В. Аханов, А.С. Бекасов, П.А. Беляев (1955-2015), Н.И. Булдакова, Т.Ю. Виноградова, С.Я. Газиев (1959-2020), И.Ю. Дашевский, Н.А. Касаткин, Л.Н. Макаренкова (1954-2011), С.И. Маковей, А.П. Мухин (1946-2021), В.В. Смирнов (1948-2003), В.С. Шлюндин (1947-2020 ) и другие. Они принадлежат к поколению, чье развитие пришлось на 1980-е годы, середина которых было временем освобождения от оков идеологического прессинга, прорыва к свободе творческого самовыражения. Эти авторы были не только участниками, но и инициаторами крупных проектов, которые всколыхнули и изменили художественную жизнь Костромы. Это выставка в музее села Красное-на-Волге (1986), молодежные выставки-эксперименты 1987, 1988 годов, выставки «Синтез» (1989), «Поиск и эксперимент. 1960-1990-е годы, «Синтез’99» и др. Они позволили открыть для зрителя многообразие творческих подходов, широту взглядов, оригинальность мышления авторов, избравших путь осмысления реальности в общефилософских и эстетических аспектах, пытавшихся восстановить утерянные традиции русского авангарда начала 20 века.
Экспозиционный проект дает представление о творческой индивидуальности каждого автора, позволяет ощутить дух времени, в котором они творили, и даже увидеть облик некоторых из них, запечатленный в скульптурных и живописных портретах и автопортретах.
Впервые пленэр «Грачи прилетели. XXI век» состоялся в Костроме в марте 2016 года. Его участники традиционно приезжают в посёлок Сусанино, и главной темой их работ становится известный всему миру мотив, воплощённый в картине А.К. Саврасова. За прошедшие годы на пленэрах в Костроме побывали более 100 художников реалистического направления с академическим образованием. География участников с каждым годом обновляется, сегодня это 3 страны: Россия, США, Таджикистан и 26 городов. По результатам 10 проведённых пленэров сформировалась коллекция, включающая более 200 работ, объединённых общей идеей – воплощение гармонии природы и архитектуры провинциальной России.
Российская глубинка, с её неброской красотой, очень привлекательна для художников. Создание живописных произведений на пленэре даёт очень многое, художник учится у самой природы, расширяя арсенал своих изобразительных приёмов и выразительных средств. Общение с коллегами и обмен творческими находками – ещё одно преимущество такой формы работы. Этот проект способствует развитию культурной жизни региона, развитию событийного и творческого туризма в Костроме.
Цель выставки – популяризация произведений современной реалистической живописи в малых городах России, диалог со зрителем, в котором авторы представляют новое прочтение знакомых городских и сельских пейзажей.
Кураторы пленэра:
Рыбакова Ирина Владимировна, член-корреспондент РАХ, член-корреспондент Международной академии культуры и искусства, заслуженный художник России, член Союза художников России, член ТСХ России.
Гончарова Лариса Станиславовна, искусствовед, член ТСХ России.
К 155-летию со дня рождения А.М. Горького
Выставка Государственного музея А.М. Горького (г. Нижний Новгород)
«Дома - как люди:
каждый имеет свою физиономию»
М. Горький «В людях»
Выставка «Дома как люди» представляет цикл живописных работ художницы Т.П. Радимовой, посвящённых памятным местам, связанным с биографией М. Горького. На картинах, созданных в середине ХХ века, в городах: Горьком (Нижнем Новгороде), Казани, Тбилиси, Куйбышеве (Самаре), они ещё выглядят как при жизни писателя. Каждая работа художницы сопровождается отрывками из художественных произведений, статей, воспоминаний и писем: живопись и литература гармонично дополняют друг друга. Это не просто информация о людях и событиях, но и рассказ о М. Горьком как незаурядном человеке с яркой и необычной судьбой. Никогда в своей жизни писатель не имел собственного дома и только однажды задумался он о его обустройстве.
Большинство работ, которые можно будет увидеть на выставке, созданы за последние три года. Их тематика разнообразна, но основной мотив - это стихии: море, ветер, земля. Вдохновляясь красотой природы и энергией жизни, Марина воплощает в скульптурных сериях то, что не проявлено в обычном мире – «Духи степи», «Духи ветра», «Духи леса», «Духи океанов» и др.
Идея создания той или иной работы приходит совершенно спонтанно: какие-то из них зреют некоторое время, другие - сразу находят воплощение в материале. «Зачастую я импровизирую, иду за движением руки и материалом, похоже на то, как творят джаз» - Марина Иванова.
На выставке «Лицом к лицу» «столкнутся» произведения двух талантливых костромских художников живописца Владимира Тюрина и скульптора Владимира Смирнова. Картины В. Тюрина из его известного проекта «Лицо», над которым он работает уже почти 20 лет - это образы, созданные фантазией автора: человеческие лица, спокойные, бесстрастные или искаженные гримасами, пронизаны мощной энергией цвета, экспрессией, силой, напряжением. Вместе с «портретами» гигантских деревьев, они ассоциируются с природной стихией – неукротимой, грозной, порой зловещей, живущей по особым законам мироздания. Контраст многоцветной палитре Тюрина составляют скульптуры из белого гипса В. Смирнова: образы конкретных людей, пластические фантазии, выстроены на подиуме в некоем хаотическом движении в виде инсталляции. Портреты становятся «символами» психологических состояний человека. Фактурный рельеф придает портретным формам динамику, в одних случаях жесткость и резкость, в других - особый трепет, зыбкость, что позволяет передать внутренне напряжение, накал эмоций. Язык каждого автора выразителен и неповторим, каждый через свой материал пытается передать собственные внутренние ощущения жизни, ее ритмы, гармонии, диссонансы, постичь природу человека, тем самым, прикоснуться к тайнам Бытия.
Алексей Александрович Тихонов (1944 - 1979) стоял у истоков художественной жизни Обнинска и был её камертоном. Он регулярно участвовал в выставках, с 1971 года преподавал в детской художественной школе Обнинска. Жизнь А.Тихонова была прервана на взлёте – за четыре года до смерти он был принят в Союз художников СССР, за три – в творческую мастерскую живописи Академии художеств СССР. Среди полученных им наград – диплом Академии художеств СССР за портрет писателя И.Кашафутдинова.
Главным и любимым жанром для А.Тихонова был портрет, а неизменной чертой творчества – обращение к «вечным», философским темам. В 1978-79 годах он создаёт эскизы к картине «Артисты Народного театра» – большому полотну, которое художник так и не успел написать.
Музей истории г. Обнинска и вдова А.Тихонова предоставляют жителям города уникальную возможность «оказаться в мастерской художника»: проследить движение от карандашных эскизов к немногочисленным темперным и масляным работам на эту тему и представить себе завершённый вариант картины.
Выставка погружает нас в атмосферу эстетического и свободного полёта. Работы, которые представлены, выполнены в различных техниках, и порой как бы и не рукотворны, а лишь являются знаками случайно увиденными или найденными. В экспозиции "Умблахаом" так или иначе решаются сложные философские вопросы. Участники процесса, достаточно зрелые и цельные в силу своего творческого опыта, решают для себя смысловые кульбиты, где техника является лишь дополнительным инструментом. Конечно же медь, бронза и эмаль это киты среди прочих возможностей, и они щедро применены в работах, но... Художник, увидевший в разнообразном движении жизни прекрасный символ, уже совершил свой подвиг, и техника изготовления лишь дополнит значимости в глазах воспринимающего... Хотя искушённый ценитель может почувствовать и нечто большее.
Инсталляция или реди-мейд? Ещё раз задаёмся этим вопросом, и порой древность побеждает свежесть. А чем хуже рисунок гелиевой ручкой, картины, написанной маслом? Да, живёт меньше, но интенсивней! Или ржавое пятно во многом ли уступит затейливым абстракциям, если художник делал для себя суровый выбор. Вопрос...
Кто же участник и художник, кто Догоны?
Дмитрий Дмитриев, руководитель мастерской: «Наверное, можно перечислить фамилии, имена, явки и пароли... Но мы осознанно не будем этого делать. Дадим возможность каждому стать Догоном.
В данной выставке никаких фамилий и ярлыков! Догоны круче, они выше, быстрей, и тонкое навязчивое эго никогда не помешает рвать шаблоны и мыслить нестандартно.
Приоткроем завесу и намекнём, зачем же такое название экспозиции?! Что это эпатаж или попытка соригинальничать? Не станем разубеждать, каждый мыслит своим методом.
На самом деле Умблахаом - это послание в будущее. Никто не знает какое оно, но это телеграмма уснувшим и отчаявшимся, это импульс надежды, мы все будем счастливы и здоровы, полны замыслов и динамики, поэтому отдохните друзья, возьмите частичку наших душ и рук».
Участники выставки – художники и преподаватели художественных школ, многие из них уже не первый год работают в технике коллажа, но есть и те, кто представит свои коллажные работы впервые.
Название выставки дала строчка из песни самодеятельного автора Юрия Устинова «Тук-тук – такая игра». Эта песня про детство, как раз в этот период жизни многие из нас неосознанно начинают создавать свои первые коллажи.
«Я считаю, что коллажами все люди занимаются с самого детства. Тогда, когда играют в секретики, пряча под стёклышко красиво уложенные цветы, травинки или фантики. Когда делают ярко украшенные коробочки, открытки для подарка маме, бабушке...Когда в более старшем возрасте украшают стены в своей комнате плакатами, картинками, наклейками; собирают свой первый фотоальбом, принимают участие в изготовлении школьных или студенческих стенгазет. Или же, как современные дети, делают все подобные вещи в цифровом пространстве. И никто даже и не думает при этом, что он работает в технике коллажа!» - Анна Олейникова, участница выставки.
Каждый участник выставки создает свое пространство игры, смешивая и разделяя разные образы, наслаивая и соединяя порой случайные элементы. Используя обрывки газет, журналов, фотографий, бумагу разной фактуры, различные мелкие предметы и прочие «атомы повседневности», каждый художник складывает свою фантазийную реальность. Она словно калейдоскоп смыслов и контекстов открыта для взаимодействия со зрителем любого возраста и подготовки.
Коллаж - довольно демократичная техника, не требующая никаких специальных или дорогих материалов, инструментов. Она доступна каждому. На открытии выставки художники предложат всем желающим совместную практику – создание коллективной работы в технике коллажа.
Участники выставки: Анна Олейникова, Ольга Швейцер, Юлия Архипова, Василиса Демченко, Анна Соглачаева, Антон Соглачаев, Юлия Криницина, Александр Королев, Ирина Беляева.