Выставки

Выставка «Мухин в гостях у Смирнова» в зале «Сад Поэта» объединила работы из наследия двух известных костромских художников – скульптуру Владимира Смирнова (1948-2003) и живопись Алексея Мухина (1946-2021). Их встреча в музейном пространстве не случайна. Связывает их многое: интерес к искусству во всем его многообразии, бесконечная преданность творчеству, умение вслушиваться в окружающий мир, сомневаться и радоваться, делиться мыслями, ощущениями, страстный интерес к природе и человеку. Они были близкими друзьями, личностями неординарными. Каждый шел своим путем в искусстве и оставил свой неповторимый след в художественной жизни Костромы.
Алексей Мухин в большей степени известен как пейзажист, автор многочисленных пейзажей из серии «Памятники архитектуры» в технике акварели, пастели. Особое место в творчестве занимает цикл «Где-то в России…», над которым он работал долгие годы.
Вместе с тем начинал он как живописец, писал маслом, темперой. Это пейзажи, натюрморты, автопортреты, жанровые сцены. В экспозицию вошли 25 живописных работ, созданных в период с 1977 по 1989 год. Многие вещи экспонируются впервые. Небольшие по формату жанровые многофигурные композиции погружают в атмосферу жизни Костромы и ее обитателей 1980-х годов (триптих «Базарный день. Кострома», 1987; «На празднике». 1980), позволяют заглянуть в студии художников (триптих «В студии» (1985); «В мастерской» (1980), побывать в библиотеке (триптих «Лекция в библиотеке» (1985).
Одна из важных тем творчества – мир семьи. Этот мир полон гармонии, покоя. Художник отказывается от конкретики, детализации, главное – передать атмосферу единения персонажей, их духовной близости, что достигается средствами линии и цвета, точно найденных цвето-тональных планов. Многие сцены включают элемент театрализации, носят обобщенно-аллегорический характер («Театр марионеток», 1987).
Автопортреты (их два на выставке, 1977 и 1986 годов) лишены всякой декларативности, описательности, подробностей. Они передают состояние, настроение автора: в более раннем - радостно-ликующее, в другом - сосредоточенно-романтическое.
Небольшая выставка живописных работ А. Мухина раскрывает важную страницу в судьбе и творчестве большого мастера, к наследию которого мы будем обращаться еще не раз.

Экспозиционно-выставочный проект «Костромские художники в коллекции галереи» позволяет перелистать некоторые страницы истории художественной культуры Костромы, познакомиться с 26 авторами, чья жизнь и творческий путь связаны с Костромой. Среди них и ныне здравствующие, и те, чьи работы стали уже наследием. В экспозиции чуть более 50 произведений живописи, графики, скульптуры, арт-объекты.
Муниципальная художественная галерея города Костромы была создана в 1996 году. В основу ее коллекции легли произведения российских художников второй половины 20 начала 21 веков. Большую часть коллекции составляют работы костромских художников различных стилистических направлений. Творчество многих из них вошло в круг научно-исследовательских интересов галереи. Это представители разных поколений и периодов художественной жизни Костромы, начиная с 1960-х гг. до сегодняшнего дня. Их объединяет свобода творческого самовыражения, поиск собственного пластического языка, интерес к проблемам эстетики, формотворчества, чуждость какой-либо конъюнктуре.
Творчество ряда художников, представленных в экспозиции, развивалось в лоне Союза художников (до середины 1980-х годов единственной организации, дававшей право называться художником). Они принимали активное участие в официальных выставках, получали звания, награды, снискала прижизненную известность. Это заслуженные художники РФ С.С. Румянцев (1928-2013), А.И. Еремин (1938-2021), Е.В. Радченко (1936-2016), а также В.С. Катков (1940-2015).
Вместе с тем до середины 1980-х годов произведения многих костромских авторов были недоступно зрителю в силу существования идеологических установок, системы запретов, долгие годы тормозивших развитие художественной мысли, не дававших возможность видеть и исследовать художественный процесс во всем его многообразии.
В коллекции представлены произведения талантливейших художников, начинавших творческую деятельность в Костроме в конце 1950-х начале 1960-х годов, том кратком периоде, который получил название «оттепели» - времени давшему толчок для развития творческой мысли. К их числу принадлежат ныне признанные мастера Н.В. Шувалов (1929-1984), В.П. Муравьев (1924-2006), внесшие большой вклад в развитие художественной культуры не только Костромского края, но и России. Обоим художникам были свойственны абсолютная преданность искусству, дух свободомыслия, интерес к человеку и мирозданию. Шувалов жил и работал в Костроме всю жизнь. Он был членом СХ, однако всю жизнь ему приходилось вести борьбу за право свободного творческого высказывания, его смелые по тем временам работы часто подвергались незаслуженной критике, как чиновников, так и коллег по цеху. Муравьев был вынужден оставить родной город в конце 1950-х годов, пополнив когорту творцов неофициального искусства Москвы. Его работы находятся в коллекции Третьяковской галереи (Москва), музейных собраниях Костромы, за рубежом.
С середины 1980-х годов, времени, получившего название «перестройки», картина изменилась, появились новые творческие союзы, выставочные площадки, которые дали возможность свободно представлять авторские проекты зрителю и исследователям истории художественной культуры. Таким образом, художественная жизнь Костромы обогатилась и именами представителей молодого поколения, и «открытием» имен представителей старшего поколения, которые годами находились в творческой изоляции.
Профессионализм, искренность, чуждость какой-либо конъюнктуре отличают творчество костромичей Ф.Я. Кораблева (1939-1997), Н.С. Пшизова (1941-1991), В.М. Грачева (1937-2013), А.В. Жукова. Долгое время их работы не появлялись на официальных выставках в силу разных обстоятельств. Их признание приходит позднее, в середине 1980-х годов и связано с одним из наиболее ярких периодов художественной жизни Костромы, как, впрочем, и России, который пришел на смену многолетнему «безнадежному» застою. Именно в это время на арт-сцене появляются молодые художники, во многом изменившие творческую атмосферу города. В их число входят А.В. Аханов, А.С. Бекасов, П.А. Беляев (1955-2015), Н.И. Булдакова, Т.Ю. Виноградова, С.Я. Газиев (1959-2020), И.Ю. Дашевский, Н.А. Касаткин, Л.Н. Макаренкова (1954-2011), С.И. Маковей, А.П. Мухин (1946-2021), В.В. Смирнов (1948-2003), В.С. Шлюндин (1947-2020 ) и другие. Они принадлежат к поколению, чье развитие пришлось на 1980-е годы, середина которых было временем освобождения от оков идеологического прессинга, прорыва к свободе творческого самовыражения. Эти авторы были не только участниками, но и инициаторами крупных проектов, которые всколыхнули и изменили художественную жизнь Костромы. Это выставка в музее села Красное-на-Волге (1986), молодежные выставки-эксперименты 1987, 1988 годов, выставки «Синтез» (1989), «Поиск и эксперимент. 1960-1990-е годы, «Синтез’99» и др. Они позволили открыть для зрителя многообразие творческих подходов, широту взглядов, оригинальность мышления авторов, избравших путь осмысления реальности в общефилософских и эстетических аспектах, пытавшихся восстановить утерянные традиции русского авангарда начала 20 века.
Экспозиционный проект дает представление о творческой индивидуальности каждого автора, позволяет ощутить дух времени, в котором они творили, и даже увидеть облик некоторых из них, запечатленный в скульптурных и живописных портретах и автопортретах.

 

Выставка посвящена вкладу костромичей и жителей Костромского региона в дело достижения Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Основная часть экспозиции подготовлена областным государственным казенным учреждением «Государственный архив Костромской области», областным государственным казенным учреждением «Государственный архив новейшей истории Костромской области». На выставке представлены документы из фондов архивных учреждений Костромской области (в том числе муниципальных), а также фотодокументы из собрания областного государственного бюджетного учреждения культуры «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».
Название выставки носит не только символический характер, но и отражает вполне конкретное историческое событие самого ближайшего времени: Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2021 г. № 519 городу Костроме (наряду с некоторыми другими городами Российской Федерации) было присвоено почетное звание «Город трудовой доблести». Как сказано в документе: «За значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность». Данное почетное звание является признанием заслуг в деле достижения Победы над врагом не только жителей города Костромы, но и всего Костромского региона. На выставке представлены документы и материалы, повествующие о трудовом подвиге не только костромичей, но и жителей всех других городов и районов современной Костромской области.
Вошедшие в экспозицию материалы, предоставленные Муниципальным архивом города Костромы, раскрывают страницы истории жизни советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как на фронте, так и в тылу, позволяя осознать вклад каждого гражданина, каждой семьи в деле защиты Родины и созидании Победы. В экспозиции архивные документы как органов власти, официальных источников (включая средства массовой информации), так и документы из частных архивов.

Посещение выставки бесплатно.
На экскурсию можно записаться по телефону: 51-64-45

Максим Михаленя активный участник областных, региональных, всероссийских и международных выставочных проектов и пленэров. Работы находятся в Вышневолоцком краеведческом музее (г. Вышний Волочек), Фонде социально-культурных инициатив (г. Москва), Фурмановской картинной галерее им. Д.А. Трубникова (г. Фурманов), Народной картинной галерее п. Солнечный, Коллекции Союза Молодежи КНР г. Пекина, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
На выставке представлены работы в традициях русской реалистической школы живописи, выполненные в разных уголках России.
Огромную роль в развитии творческого мышления художника сыграли поездки на Русский Север. Этот суровый край вдохновлял художников и XIX, и XX, и нынешнего века, его красота и величие выражают нечто очень важное в русской жизни.
Название выставки неслучайно. По словам автора, «тишина - особое состояние мира и души, созерцание, безмолвная молитва, а иногда лучший ответ на все вопросы». Каждая работа на этой выставке написана с большой любовью к земле, деревне, природе, архитектуре городов русской глубинки, к людям которые живут на этих землях.
Живописные работы Максима Михалени отличает тональная плотность колористического решения в сочетании со строгостью композиционного видения, что позволяет создавать емкие и эмоциональные образы, расширяя понимание зрителя о том, что есть «русская природа».

Сведения об авторе:
Родился в 1982 г. в г. Павлово Нижегородской области.
1999-2004 гг. – обучение в Костромском государственном университете имени Н.А. Некрасова, художественно-графический факультет.
С 2014 г. - член ВТОО «Союза художников России».
2015-2018 гг. – работал старшим преподавателем кафедры изобразительных искусств и технологии в Костромском государственном университете имени Н. А. Некрасова.
Постоянный участник областных выставок с 2004 г.

 

Студенческим объединением "Кубик"  руководит Владимир Марусич  - старший преподаватель кафедры изобразительных искусств и технологии Института культуры и искусств КГУ. В экспозиции представлена станковая и печатная графика. Одна из тем выставки - переход от натурных набросков к созданию печатной графики. Из различных индивидуальных подходов каждого участника к художественным материалам и образам выстраивается общее представление о деятельности объединения. Если отдельно рассмотреть один из обязательных компонентов исследования натуры через рисунок-набросок, то он представлен в различных графических материалах: чернографитный и цветной карандаш, шариковая и гелевая ручка, черная и полноцветная акварель, линер и маркер, тушь и уголь. На выставке представлена аппликация – техника, помогающая пониманию языка печатной графики и освоению технических приемов для таких техник как коллаграфия и прорезная гравюра. Также студенты в рамках объединения изучают и комбинируют ручные техники печати: монотипия, диатипия, штамп, фроттаж, трафарет и другие.

Несмотря на то, что выставка является студенческой, во всех работах чувствуется чуткое внимание к натуре, фокусирование на необычных темах, стремление к мастерству и вдохновение на исследование мира.

Выставка под названием «Зеркало сцены» посвящена 75-летию Костромскому отделению Союза театральныйх деятелей. Театр - это многомерное искусство, одним из ярких его измерений является художественное оформление спектаклей, которое включает в себя: сценографию, костюмы, бутафорию, грим и парики. Этот интереснейший процесс создания образа спектаклей будет отражен на выставке через творчество известных костромских театральных художников и артистов.

В рамках выставки пройдет театральный марафон «На старт!.. Внимание!.. Занавес!». Это мастер-классы по актерскому мастерству, уроки по гриму и сценической речи, а также встречи с ведущими актерами костромских театров.

Выставка художественной и документальной фотографии «Угол зрения - 2022» объединила 14 костромских фотографов, профессиональных и любителей, имеющих богатый многолетний опыт работы в самых разных областях фотографической деятельности. В экспозиции более 100 цветных и черно-белых фотоснимков: работы Елены Рубинской, награждённой золотой медалью Всероссийского клубного конкурса фотографии «Берега», а также лауреатов этого конкурса фотохудожников Игоря Груздева и Валентина Завьялова, Евгения Трейаля , Леонида Маркеева, Михаила Графика, самобытных фотографов Николая Феофанова, Александра Яковлева, Ивана Ковалёва, Александра Семёнова, Алексея Лебедева, Ольги Касьяновой, Анны Олейниковой, мастера макросъёмки Олега Савицкого.
При всем разнообразии авторских подходов всех участников объединяет общая задача – привлечь внимание к профессиональной, качественной фотосъемке. Общаясь со зрителями языком фотографии, авторы вводят их в мир образов, событий, фактов, увиденных ими через объектив фотокамеры со своей позиции, своего угла зрения. Фотографы намеренно отказались от сопровождения своих работ названиями, тем самым давая возможность зрителю самому интерпретировать увиденное.
Темы фотографий очень разнообразны: это пейзажи и портреты, натюрморты и жанровые работы, абстрактные композиции. Различные жанры и стили раскрывают многогранные возможности современной фотографии и ее развития в ходе технического прогресса.

«На улице сияет снег,
И небо ангелов зовет.
А на листе моей бумаги
Рожденье белого и черного идет».
Владимир Смирнов


Новая экспозиция в зале «Сад Поэта» продолжает знакомить с рисунками из огромного графического наследия Владимира Смирнова. Здесь представлены работы, начиная с раннего периода творчества до 1997 года. Они объединены темами, к которым художник обращался на протяжении всей жизни - юность, семья, любовь, материнство. Часть рисунков, уже хорошо известных зрителю, составляют золотой фонд творчества мастера. Это вещи, созданные в конце 1960-х начале 1970- годов - «Юность», «Посвящение другу», Первая любовь», «Рождение чувств» и другие.
В экспозицию вошли и работы, которые экспонируются впервые. Это три рисунка из цикла «О любви» 1987 года - удивительный пластический танец влюбленных, откровенный и трогательный разговор о собственной любви. Жанровые сцены в листах «В мастерской» 1978 года, позволяют заглянуть в мастерскую, увидеть, как воплощаются пластические замыслы скульптора. Наконец, сцены из жизни, где автор прогуливается по городу с близким другом, художником Алексеем Мухиным, или шагает по простору заснеженной Волги к своему Храму - мастерской: «Среди поля и белого снега все же я иду к самому себе, я что-то меняю в себе, что-то предполагаю сделать. И этот путь, эта дорога к мастерской - это событие для меня каждый день…» 25.11.1993 (Из дневника В. Смирнова).
Всякий раз, прикасаясь к наследию Владимира Смирнова, листая страницы его жизни, творчества, мы открываем его Мир - «бесконечный как звезды и небо», в центре которого Человек с его красотой, чувствами, переживаниями, судьбой.

Выставка живописных работ из наследия Павла Беляева в зале «Сад Поэта» из собрания галереи и частных коллекций приурочена к выходу, подготовленного галереей альбома о творчестве художника. В экспозиции около 30 работ, созданных, начиная с середины 1980-х годов до 2014 года. Это попытка дать некоторое представление о творческих периодах художника, завершением каждого из которых были выставки: персональная выставка 1999 года, «В поле покоя поверхности» (2007), «Возле белого» (2011) и «Оттенки дня» (2015).
Название «Встреча» дала выставке одна из работ художника. Это и «встреча» в едином пространстве работ разных периодов и из разных коллекций. И еще одна, далеко не первая встреча двух больших мастеров Павла Беляева и Владимира Смирнова во многом близких друг другу по искренности, тонкости восприятия мира, глубине проникновения в образ, эстетике.
Павел Беляев – художник удивительно цельный, глубокий, обладающий развитой интуицией, редким даром некоего мистического чувствования мироздания. В основе его пластического мышления – стремление к максимальному обобщению, вырастающему до символа. В своей полуабстрактной живописи художник, опираясь на натурные впечатления, на природные формы и цвета, создает свое неповторимое эстетическое пространство, превращая живописную поверхность во вместилище сложных понятий и тончайших ощущений. Его работы притягивают, вовлекают в пространство умиротворения, изысканных гармоний.
Образы Павла Беляева, тонкого, только им видимого мира, магически притягательны и не поддаются словесным интерпретациям, поскольку угаданы интуицией, и постичь их можно, пожалуй, лишь путем сосредоточенного созерцания, установления с ними собственных духовных контактов.
Галерея приносит благодарность коллекционерам, любезно предоставившим свои работы для экспозиции – К. Головкиной, З. Загитовой, Е. Морозовой, А. Олейниковой, Е. Суворовой.

https://vk.com/kosgallery?z=video-18603012_456239095%2F4f95cb87a7084fca9a%2Fpl_wall_-18603012

В экспозиции выставки «Размышления над формой» костромских художников Владислава Грачева и Анатолия Жукова  - абстрактные и полуабстрактные произведения из коллекции галереи и частных собраний. Большинство работ зритель увидит впервые!

Первая совместная выставка Владислава Грачева и Анатолия Жукова, которая стала заметным событием в культурной жизни города, прошла в далеком 1997 году. Сейчас Владислава Михайловича уже нет в живых, а Анатолий Викторович в свои 85 лет продолжает создавать абстрактные композиции.

Владислав Грачев и Анатолий Жуков – художники, которые отстаивали свой путь в искусстве. Их произведения уникальны на общем фоне костромской художественной традиции. Подхватив идеи, высказанные в начале ХХ века представителями русского авангарда, они обращались к разработке пластических возможностей цвета, линии, фактуры.

Творческий путь художников во многом связан с беспредметным искусством. Еще во время обучения в Костромском художественном училище с 1954 по 1958 годы Грачев приходит к мысли, что концепция искусства как имитации отжила свой век.
«Работая с натурой, я постепенно пришел к пониманию того, что она не в состоянии ответить на все вопросы искусства» - Владислав Грачев.

Эстетические идеалы Грачева оказали серьезное влияние на творчество Жукова. В ходе творческого взаимодействия авторов появились их совместные произведения, некоторые из них можно будет увидеть на выставке.
«Мы друг друга знаем уже пятьдесят лет. На этюды вместе ходили. Но каждый писал свое. А вот семь лет назад созрело решение создать одну работу вместе. С этого и пошло. Я – график, он – живописец. Моя линия соединяется с его мазком» - Владислав Грачев (из интервью 2001 г.)

______________________________
Владислав Грачев (1937 - 2015). Живописец, график. В 1959 г. окончил Костромское художественное училище. Участник выставок с 1974 г. Принимал участие в международных выставках современной графики, биеннале современного искусства. Работы находятся в собраниях Костромского музея – заповедника, Муниципальной художественной галереи г. Костромы, Калининградской художественной галереи, частных коллекциях.

Анатолий Жуков родился в 1937 году в Москве. В 1967 г. окончил Московский заочный народный университет искусств им. Н.К. Крупской. Участник выставок с 1986 года. Работы находятся в собраниях Костромского музея – заповедника, Муниципальной художественной галереи г. Костромы, частных коллекциях.

https://cloud.mail.ru/stock/mp8RfekwgT4riju1VVmfAvSb

 

Страница 1 из 22