Война с Наполеоном стала для России всенародной. На борьбу с иностранными захватчиками поднялся весь русский народ: от офицеров до простых крестьян. Этот период в истории породил много героев. Отечественная война и связанная с ней активность народных масс нашли отражение в русской художественной литературе и искусстве. Символическим выражением патриотического подъема, пережитого Россией в 1812 году, стала серия графических работ «Наполеон» заслуженного художника России Вячеслава Павлова (1934-2014), над которой он работал несколько лет.
Преемственность традиции, стремление к символичности, драматически-философской насыщенности образов своеобразно воплотились в его графических работах. Сам художник так объяснял замысел серии:
«Явление Наполеона в России — это вид спектакля, где исчезают видения битв, где движения полков, ярость дерущихся стихают и места исторических схваток заменяет однообразное и бесконечное снежное поле. Эта сцена театра, где появляются странные персонажи — аллегории несколько иронического толка, мало похожие на привычных героев войны 1812 года, но которые тем не менее несут в своих образах основной смысл трагедии. Военная слава, военный гений Наполеона тут неуместны, как неуместна отвага и смерть воинов. В развитии событий нет повода для героизма. Здесь происходит осознание пустоты человеческого тщеславия. В движении фигур по этой снежной сцене, в их демонстративном сожительстве, зритель ощущает всю бессмысленность наполеоновской гордыни. Единство достигается старыми классическими правилами: единством пространства, единством действия и единством времени в том пространстве, где всё это происходит. Как в любом классическом спектакле, действующие лица исполняют строго определённые роли. Каждое явление, будь то обнажённая фигура Республики со знаменем, солдаты Великой Армии, двуглавые орлы в солдатских шинелях и валенках, Христос, поднявшийся из темницы и выполняющий роль Русского Бога, фельдмаршал Кутузов и, наконец, сам император Наполеон, измученный снежными блужданиями, образует тот французский театр в русских снегах, где актёры суетятся, но вся эта суета бесперспективна и окрашена одиночеством великого человека, обречённого на гибель всех своих усилий».